Долг и чувство — книжный обзор ThankYou.ru

Конец года – время, когда традиционно принято подводить итоги и оценивать свершения. Предлагаем вашему вниманию ряд достойных внимания новых книг, отражающих реальность в самых разных преломлениях.

 

Империум. Антология. Составители Глеб Гусаков, Сергей Чекмаев

Авторы: Роман Злотников, Олег Дивов, Далия Трускиновская, Дмитрий Федотов, Дмитрий Володихин, Алекс Громов, Ольга Шатохина и др.

Какой была бы Россия в прошлом или будущем, если бы некие обстоятельства изменили ход ее истории еще в былые времена, сохранив Российскую империю? Этот увлекательный сборник, выпущенный к 400-летию Дома Романовых, представляет различные сценарии развития страны, связанные с Романовыми и императорской идеей. Главный принцип – историческая достоверность, пусть и дополненная самыми разными приемами из арсенала научной фантастики. Это характерная особенность: в ряде произведений коренным образом меняет ситуацию в стране не внезапно случившееся чудо, а научные разработки. Так, в рассказе «Злые вихри» ученые нашли способ борьбы с теми самыми злыми вихрями, «которые искажают наше восприятие, наши действия… Аппаратура, созданная под руководством профессора Игнатьева, научилась регистрировать колебания суперструн. Определять завихрения. Было выяснено, что там, где случаются уличные беспорядки, идут войны, начинаются революции – существуют устойчивые во времени вихри. Своего рода торнадо в мире суперструн. Но на эти вихри можно влиять. Разными способами… Профессор рассчитал, что суперпозиция ядерных взрывов в трех точках нашей страны погасит устойчивый вихрь, который кружит над Россией уже больше сотни лет. Мы имеем возможность изменить историю…» Местом действия, к слову, автор выбрал родной шахтерский городок.

Но именно сочетание старинных традиций с техническими новинками тестирует персонажей – победа любой ценой или честный бой за будущее («Битва императоров. Хроники первой технодуэли»). В результате меняется весь дальнейший ход вооруженных конфликтов – теперь уже не между державами или отдельными группировками, а между вождями, лидерами, которые отныне должны быть готовы к личному самопожертвованию…

В рассказе Евгения Медникова рассматривается вариант развития событий, когда генерал Корнилов лично повел на Петроград войска. Изменилась не только история, но и но ее последующее преподавание: «На экране сменяли друг друга картины последнего периода войны… Вот американцы, уходя с Пиренеев, сжигают деревушку. Вот нижний чин Александр Солдатов ложится грудью на английский дот, открывая путь своей роте….». Англичане, тщетно защищавшие метрополию от русско-германских ударов, перед уходом из Индии нанесли ядерный удар по Калькутте – чтобы запугать Россию. Но русское командование, принявшее решение сбросить на Ливерпуль и Манчестер свои атомные бомбы, в последний момент отменило вылет бомбардировщиков, ибо «добивать поверженного врага недостойно». Но даже победа над внешним врагом не стерла из памяти немногих людей тот факт, что по приказу победоносного фельдмаршала людей, несогласных с правящим строем убивали. И в итоге оказывается, что российский император, интеллигент, любитель интеллектуальных забав, не разрешает общественную дискуссию о роли монархии…

Среди персонажей книги – Михаил Тухачевский (причем в двух ипостасях), Наполеон, Бирон, Миних, князь Дмитрий Пожарский, Владимир Ленин, Иосиф Сталин.

Татьяна Романова. Моя княгиня. Звезда Парижа. Мятежная герцогиня

Когда любовь была судьбой, а честь дороже жизни… Эта историческая трилогия посвящена времени одновременно и романтическому, и героическому. «Дней Александровых прекрасное начало», эпоха воспетых многими поэтами благородных красавиц, и тут же — «гроза двенадцатого года»… Подлинная обстановка бережно воссоздана автором во всем многообразии деталей, будь то подробности дипломатических переговоров или покрой платьев, которые носили дамы в тот или иной сезон. Все вместе это создает неповторимую ауру достоверности, позволяя читателю не только наслаждаться непредсказуемостью напряженного сюжета, но и узнавать множество интересных фактов о прошлом нашей страны.

И, конечно, живой эмоциональный отклик вызывает то, что драматически насыщенная жизнь тех бурных лет показана через призму женских судеб, через истории любви. А любовь может вспыхнуть и в браке, заключенном едва ли не по принуждению, как это происходит в романе «Моя княгиня». Император Александр I приказывает своему другу детства и крестнику самой Екатерины Великой — князю Черкасскому — жениться на наследнице другого знатного рода, которую он никогда не видел. И, несмотря на возникшую с первого взгляда симпатию, путь к счастью для супругов оказывается долгим, причем неумение говорить о своих чувствах и доверять другому оказывается едва ли не большим препятствием, нежели интриги злоумышленников.

При этом дамы не только блистают красотой на балах, но и проявляют незаурядные интеллектуальные способности и самостоятельность, как графиня Ливен, жена посланника: «…я сам видел ее депеши в бумагах министра иностранных дел, они собираются в отдельную папку с тисненым двуглавым орлом, сам понимаешь для кого…». А в романе «Мятежная герцогиня» княжна Долли, мечтающая о самостоятельной жизни и собственном деле, занимается восстановлением церкви после московского пожара 1812 года: «Такое удовольствие видеть, как руины твоими стараниями вновь становятся храмом. Теперь я понимаю бабушку, та всем в имениях руководила сама, потому что ей это нравилось». Да и Елена, сестра князя Черкасского, главная героиня романа «Звезда Парижа» проявляет незаурядный ум, стремясь выстроить свою жизнь и обеспечить будущее благополучие новорожденной дочери. Героини Романовой при всем своем женской очаровании не уступают мужчинам ни отвагой, ни силой духа, что подчеркнуто глубокой психологической проработкой характеров.

Царствующие Романовы. Под редакцией Ксении Махненко

А в этом небольшом, но красочном издании речь идет уже о документальной истории правления династии Романовых. Рассказывается о жизни и деятельности всех российских правителей из этого рода, приводятся их портреты, генеалогическое древо, репродукции картин с видами строений и событий, соответствующих времени правления того или иного императора или государыни. Из книги можно почерпнуть множество не слишком известных подробностей, которые помогают лучше представить характер и пристрастия государей, и в том числе объясняют специфику принятых ими законов, а также взаимоотношений с родственниками и сподвижниками.

Так, царь Алексей Михайлович, был одним из умнейших и образованнейших людей своего времени. Он сам писал и редактировал свои многие указы. После него остались стихи и проза, мемуары – в том числе и неоконченные записки о Русско-польской войне. Именно он, отец Петра I, начал многие преобразования, позже продолженные сыном. Еще до возникновения «потешных полков» Алексей Михайлович ввел войска «нового строя» и заложил основу будущей системы рекрутских наборов.

Императрица Елизавета, «дщерь Петра», с юных лет «»в совершенстве владела французским и немецкими языками, понимала итальянский, шведский, финский». При этом славилась красотой и прекрасно танцевала. Но во время ее правления не только гремели великолепные балы — были проведены важные мероприятия в экономической, социальной, военной и административной жизни; отменены внутренние таможенные пошлины и повышены пошлины на ввозимые товары, что увеличивало доходы и способствовало формированию всероссийского рынка.

Павлом I был издан Указ о восстановлении университета в Прибалтике, при нем открылась в Петербурге Медико-хирургическая академия… Вскоре после вступления на престол он приказал во всех официальных бумагах «изъясняться самым чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность, а высокопарных выражений, смысл потерявших, всегда избегать».

При Николае I был введен запрет продавать крестьян поодиночке и без земли. Крестьяне получили право на обладание частной собственностью, а также возможность выкупаться самим из продаваемых имений.

Карина Сарсенова. Песня сердца

В этом издании собраны утонченные стихи, в которых речь идет о тайнах человеческой души и великой загадке любви, являющейся основой мироздания. Автор, будучи профессиональным психологом, сочетает поэтическое вдохновение с точным научным знанием природы чувств и эмоций, а также о том, какое влияние они могут оказывать на жизнь людей, как в наши дни, так и в самые разные эпохи. «И проступают далей очертанья, Снов вереницей движутся века…» Впрочем, для многих «героев» нашего времени характерны, прежде всего, терзания из-за уязвленного самолюбия – не оценили, оценили, но недостаточно…

И ведь на самом деле человек может жить вполне благополучной жизнью, вот только привычка сравнивать свое бытие с чужим внешним блеском порождают то вечной неудовлетворение, которое так удобно обосновывать то демонстративным собственным несовершенством — «Себе не друг ты и не враг, \ А так, причина к оправданью…», то чужими недостатками:  «Строить замок из обид – Камень гнева прочен». Кроме того сейчас в большой моде погоня за так называемой иллюзией процветания. В итоге сам человек и его образ жизни могут иметь весьма успешное обличье, но ведь любые способы ухода от реальности рано или поздно приводят к расплате: «Судьбой засмеянный паяц, Меж масок сброшенных ты бродишь…». Дальнейших вариантов эволюции самовлюбленных субъектов не так уж много – либо «Всех внимание привлечь \ Жалобным стенаньем. \ И на дно судьбы залечь \В жертвенном изгнанье», либо начать трудный и болезненный путь возвращения из «тьмы полуправд и оправданий» к себе подлинному, обретения взамен фальшивого блеска истинного света в сокровенной сердцевине души и единства с людьми и миром.

Маргарита Вассаби. Сверху донизу

Сборник оригинальных и лиричных поэтических произведений демонстрирует не только авторское мастерство стихосложения, но и удивительную глубину, многоплановость повествования. В книге можно найти черты самых разных жанров, причем не только поэтических, хоть и воплощенных в стихотворной форме, — от классического до традиционного плутовского романа, от притчи-сказки до переосмысленной и обретшей новую жизни и остроактуальное звучание средневековой легенды. В книгу включены пьеса «Сверху донизу», поэмы «Наркис» и «Жажда», начало которой гласит: «Я сказ и быль, сплетая, путал \ И тайной прошлое окутал. \ Вот снилось мне: давным-давно \ Судьбу плело веретено…».

Тема плетения судеб, жизненных путей, тонкой вязи человеческих отношений будет возникать снова и снова, иногда окрашенная в тревожные тона, ведь враги рода человеческого тоже плетут интриги, строя свои козни. Впрочем, для кого-то столкновение со злом может послужить и испытанием, позволяющим осознать, что в этом мире навсегда останется лишь яркой, но бессмысленной мишурой, а что имеет истинную ценность: «Я кручусь пластинкой виниловой, \ За иголку судьбы задевая, \ Я бороздкою каждою жертвую, \ По-другому я жить не желаю…». Именно такая мистерия высоких и низких страстей разворачивается в пьесе, давшей название всей книге. Великая любовь двух творческих людей вдруг оказывается омрачена завистью, борьбой честолюбий, темными мыслями и утратой доверия. Но героям пьесы все же удается одолеть и дурные страсти, и отчаяние, вновь обретя друг друга.

Денис Соколов. Утерянные страницы Евангелия

Вошедшие в эту книгу произведения самобытного писателя и драматурга можно разделить на художественные (пьеса и сказка) и философские. Впрочем, автор всегда верен теме духовного поиска и размышлениям о сути и загадках мирозданья, в какой бы форме они ни были изложены. «Все мы неведомыми силами соединены в одно. Вот отчего так блаженно бывает сердце, когда творишь ты добро кому-то, а значит, себе добро творишь. И потому говорю вам: не вонзай свой меч в другого, если сам кровью истечь не хочешь…»

Пьеса, написанная в классическом стиле, продолжает свойственную русской литературе традицию обращения к библейской тематике, рассказывая о беседах Христа с учениками и горожанами, о тяжких сомнениях правителя Галилеи и Переи — Ирода Антипы (сына Ирода Великого) и коварных советах, что нашептывает ему жена, жестокая царица Иродиада. Недаром же именно она подговорила свою дочь Саломею потребовать в награду за танец голову Иоанна Крестителя…

Книга богата поэтическими образами и притчами: «Представь, что ты живёшь в пустыне, для жизни непригодной, и некто говорит: «Там за барханами есть благодатный край, где всё в блаженстве пребывает, и в том краю живущий не ведает ни горя, ни нужды». Но ты ответил: «Нет, не верю. Это лишь мираж, которым часто дразнит жаркая пустыня. Так и отец мой говорил, и дед». Другой засомневался, но не променял своей норы и тени чахлого куста на то, что знать не мог наверняка. Страшил его пустыни длинный путь».

Размышляя о смысле Бытия, автор обращается к евангельским текстам  и высказываниям мудрецов разных стран, а также задумывается о значении и судьбоносной роли различных событий, произошедших с ним самим или другими людьми.

Алекс Громов, Ольга Шатохина

Один комментарий на «“Долг и чувство — книжный обзор ThankYou.ru”»

  1. Аня:

    И зачем этот обзор? Где книги на сайте? Почитать можно?

Добавить комментарий


один + = 7