Коллекция нефункциональных мужчин

Рецензия на книгу Натальи Рубановой «Коллекция нефункциональных мужчин».

Говорят, хорошая книга должна быть вне временных и пространственно-социальных рамок, подразумевая, что романы Л. Н. Толстого, пьесы Кальдерона, сонеты Шекспира или народные песни XII, например, века должны быть равно интересны тем, кто их сочинял, и тем, кто их читает сегодня. Так ли это? Спросите мнение школьника, засыпающего над «Войной и миром», студента, зевающего на лекции по драматургии XVII века, любителей современной музыки. Задумайтесь на минуту: Вам действительно нравится читать стихи Пушкина или это нам в школе объяснили, что Пушкин – это классика, это хороший вкус, это образец для подражания? Понятен ли не специалисту язык Шекспира и почему неспециалист должен говорить о творчестве великого британца с придыханием?

Времена меняются, и вместе с ними меняется литература, ибо литература должна отражать реалии современной автору жизни (не берём в данном случае во внимание сюжеты сказочно-фантастические или историческую литературу). Но реалии меняются, поэтому те книги, за которыми выстраиваются в очередь современные интеллектуалы, вполне вероятно, не будут столь же популярны спустя века, однако это не повод для автора застывать в янтаре безвременья и писать только вечные сюжеты.

Роман Н. Рубановой «Коллекция нефункциональных мужчин» поначалу сложно рассматривать как единое произведение, возникает иллюзия лоскутного одеяла, неровного и очень странно скроенного, однако «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи…» А потому читателю стоит отойти подальше, расфокусировать сознание (любители картин импрессионистов поймут, о чём речь) и попытаться ухватить всю картину целиком. И вот тому, кто не споткнется на «швах» текстовых лоскутков, откроется интересная картина – картина окружающего мира, заснятого с необычных ракурсов, интересно совмещённых и сопряжённых между собой. Кстати, не исключено, что при повторном прочтении читатель испытает странное чувство дежавю, чувство узнавания ситуаций, людей, знаков и символов, оставленных на полях и между строк.

Вообще, «Коллекция нефункциональных мужчин» – роман не на одно прочтение, ибо с первого знакомства большая часть аллюзий и отсылок к этим лоскуточкам, составляющим картину мира, останется незамеченными, непонятыми или понятыми неверно. Поэтому сразу стоит настраиваться на серьёзную работу с текстом и с собственным мироощущением. Иначе, увы, не получится: текст не настраивает на развлекательность и потакание читателю, это далеко не лёгкое чтение, но хороший роман и не должен читателя развлекать и легко «влазить» в голову под пирожные и чай.

Что же собой представляет роман Н. Рубановой? Это, как и заявлено в названии, коллекция. В коллекцию собраны автором разные типажи современников, причем не только мужского пола, как можно было бы подумать, встречаются и женские особи. Как и положено, все экземпляры зафиксированы в определённом, удобном для препарирования и изучения, статичном виде (каждый текст представляет собой как бы фотографию момента, чувства, переживания, ситуации), каждый экспонат снабжён ярлычком-подписью (обычно это заголовок главки). Коллекция имеет свои плюсы и минусы (конечно, с точки зрения читателя).

Для начала остановимся на позитивном. Время ускоряется, ритм жизни современного горожанина практически не оставляет на времени, ни желания останавливаться, оглядываться, фиксировать моменты, изучать ситуации глубоко. Всё же более-менее серьёзные размышления требуют состояния покоя (не статичности, а именно покоя – думать можно и на ходу, но вот внутренняя сосредоточенность необходима), времени и желания. Непрерывный бег между домом, работой, друзьями, развлечениями, обязательствами с редкими перерывами на отдых не оставляют возможности познавать мир и себя в нём. Иногда возникает чувство, что современному человеку это и не нужно, что мы живём в период пластика и фейков, ценности сугубо материальны, а духовность стала товаром и стоит немало. На самом деле, это, разумеется, не так, однако периодически человеков надо останавливать и показывать, как на самом деле выглядят успешные и те, кто только мечтают ими стать. Н. Рубанова показывает нам наше отражение глобально одиноких и совершенно не функциональных людей. Людей, чьи ценности не семья, дети, любимое дело, творчество, духовность, но престиж, мнение окружающих, количество денег и понтов.

Второй важный момент – разговор об отношениях современных мужчины и женщины. Возможно, женщина сама виновата, что не захотела оставаться хранительницей очага, мудрой волшебницей и связующим звеном для поколений, занялась наукой, доверила воспитание детей посторонним, освоила мужские профессии и взвалила на хрупкие плечи функцию добытчика. Однако сожалеть поздно, общество изменилось, и прогресс необратим. Современная женщина носит брюки, коротко стрижётся, часто курит и употребляет алкоголь, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Она жёстче и решительнее мужчины, изобретательнее и увереннее в себе. Что остаётся мужчине? Только приспособиться и подстроиться под меняющуюся реальность. Сегодня мужчина, ведущий домашнее хозяйство и занимающийся воспитанием детей не редкость, хотя ещё и не правило. Это тоже реальность, которая может не нравиться, но с которой приходится считаться, как с низкой притолокой: не пригнёшь голову – набьёшь шишку.

К сожалению, автор не отвечает на вопрос, который мучает современную женщину: где же взять мужчину функционального? Почему девочка читает в сказках о смелых героях и сильных рыцарях, а в жизни ей самой приходится совершать подвиги и преодолевать препятствия? Почему мальчики превращаются в очаровательных геев или злобных маньяков, алкоголиков или наркоманов, бездельников или эгоцентристов-перфекционистов? Словно из куколок вместо бабочек выводятся пластиковые муравьи и мармеладные червячки.

Если говорить о «Коллекции…» исходя из названия, приходится признать, что коллекция несколько неполна, в ней не всегда понятно оформлены ярлычки к экспонатам, однако вдумчивый читатель поймёт: автор предлагает вниманию коллекцию тех особей, которые встретились ей. Каждый волен сам дополнять список современных хоттабычей, порномальчиков и марков аврелиев современными же иванами царевичами, ромео, печориными и прочими интересными характерами. А они рядом, стоит остановиться и присмотреться, возможно, следующим экспонатом может стать Ваш сосед или сотрудник. И это не плохо, потому что признание болезни – первый шаг к исцелению.

К сожалению, одним из недостатков романа многие признают его язык: встречается сленг, сниженная лексика, язык современной блогосферы, намеренно искажающей слова. Однако если вспомнить о том, что постмодернизм намеренно использует любые средства для того, чтобы встряхнуть читателя и привести его в чувство, недостаток, хотя и не превращается в достоинство, становится понятен и местами даже оправдан. Однако именно этот пункт может отвлечь внимание читателя, вызвать неприятие и нежелание читать дальше. Однако, как сказано выше, роман не претендует на развлекательность и не написан для убийства времени. Серьёзные произведения требуют серьёзного настроя.

Ну и возвращаясь к отношениям между мужчиной и женщиной, хочется посоветовать современным дамам как следует посмотреться в образы романа Н. Рубановой: нет ли схожих черт? Затем следует вспомнить пословицу: «Нечего на зеркало пенять…», ну а потом уж можно сосредоточиться и ответить себе на вопрос: «А чего же я хочу?» Ведь если хочется быть сильной, если привычка повелевать стала непреодолимой, то стоит вспомнить: рядом с императрицами обычно были фавориты, а не короли и рыцари. Если хочется романтики, хочется побыть слабой и почувствовать заботу, стоит отказаться от роли сильной женщины и позволить мужчине проявить себя. А вообще, конечно, и в современном обществе можно найти множество примеров вполне функциональных людей, для которых правило «быть, а не казаться» работает каждодневно, людей, которые создают традиционные семьи, воспитывают детей и не стесняются любить, отдавать себя любимым, работают не ради больших денег, делают то, что нравится, а не то, что престижно. Кто-то, возможно, возразит, что такие люди живут преимущественно в провинции, а вот мегаполисы не позволяют человеку роскоши жить по своим понятиям и убеждениям, перекраивают, лишают жизненных функций, взамен наделяя высокооплачиваемыми искусственными. Тут возможны два возражения. Во-первых, провинция гораздо обширнее, народу в провинции живёт всё же больше, поэтому и людей, не превращающихся в подобные экспонаты достаточно много. Во-вторых, во все времена перемены, глобальные изменения начинались из центров (сверху вниз), не всегда приживаясь в провинции, а вот возрождение, возвращение к истокам идёт из провинции (снизу вверх). Первый процесс быстрый и лавинообразный, его сложно остановить, второй процесс медленный, подобный росту дерева и подъему в гору, его затормозить проще. Однако после спада неизбежен подъём, после ночи настаёт новый день, вера в чудеса не угасла, поэтому будем просто жить, читать хорошие книги и возвращаться каждый к своей функции.

Ольга Кругликова

Добавить комментарий


5 − = три