Литературные встречи ThankYou.ru в ЦДХ

Портал ThankYou.ru принял участие в  Открытом книжном фестивале, который прошёл с 7 по 9 июня в ЦДХ. В литературном кафе мы провели встречи с писателями, авторами нашего портала: Ульей Новой, Ириной Горюновой и Юрием Буйдой, которые представили свои новые книги, вышедшие в издательстве ЭКСМО. Гости Литературного кафе получили книги с автографом в подарок. Встречи вела куратор литературного раздела ThankYou.ru Елизавета Александрова-Зорина.

Улья Нова рассказала о сборнике новелл «Реконструкция Евы», буквально на днях появившемся на полках книжных магазинов.

Проза Ульи Новы — это попытка раскрасить наш серый и унылый мир, ведь ей удаётся увидеть чудеса в обыденности. Кстати, в числе любимых писателей Улья Нова назвала Хулио Кортасара и Милорада Павича, а Леонид Юзефович в отзыве, вынесенном на обложку сборника «Реконструкция Евы», написал: «О чем бы она ни писала – в ее повестях, рассказах и притчах слышится то рассеянное в мире бунинское легкое дыхание, которое есть одна из тайн литературы как таковой…»

Традиционно в зале ЦДХ порхали воробьи, которые садились на столы и кресла, выпрашивая угощение. Это напомнило писательнице об одном из рассказов сборника, героиня которого, живущая в сером тоскливом городе, мечтая о канарейке, красками раскрасила воробья.

Новелла «Туча» из новой книги, опубликованная на портале ThankYou.ru, вызвал бурное обсуждение в Фэйсбуке. В нём приняла участие и известная писательница Татьяна Никитична Толстая, с которой сравнили Улью Нову в издательской аннотации («Эта книга вызывает в памяти лучшие образцы творчества Людмилы Петрушевской и Татьяны Толстой»). Улья Нова рассказала, что критика известной писательницы стала для неё настоящим мастер-классом, ведь её слова были важными и дельными, сказанными со строгостью, присущей учительницам фортепиано, когда они ставят ученикам руку.

В презентации книг Ирины Горюновой принял участие астролог и автор книг Андрей Явный, который прочитал провокационные отрывки из романа о любви иранского бизнесмена и российской журналистки «Фархад и Евлалия»: «Следует бить женщин, да, но существует множество путей это сделать: если женщина худая, то бить нужно тростью, если она обладает мощным телосложением – кулаком, пухленькую женщину – раскрытой ладонью. Таким образом тот, кто бьет, не нанесет повреждений самому себе».

Услышав его чтение, гости фестиваля с любопытством подтягивались в литературное кафе. И хотя у слушателей создалось впечатление, что ислам в романе показан с негативного ракурса, Ирина Горюнова возразила, противопоставив следование традициям нашему развращённому обществу.

Обсуждая современную литературу, писательница заметила, что Россия уступила Китаю звание самой читающей страны, зато наверняка является самой пишущей. По её мнению, книги вытесняются аудиовизуальной продукцией, быстрой и лёгкой для потребления и не требующий от человека мыслительных усилий, поэтому интерес к чтению должен пропагандироваться на государственном уровне. Как сказал Андрей Явный, если бы мы также активно рекламировали книги, как последние двадцать лет рекламировали пиво, то стали бы не пивной страной, а книжной.

Обсуждая низкий интерес к чтению (например, за последний год половина россиян ни разу не взяли в руки книгу), вспомнили удивительный и поучительный случай с Техасской тюрьмой строгого режима, в которой ввели изучение русской литературы. Чтобы попасть в класс по изучению русской классики, там нужно месяц хорошо себя вести, а в качестве наказания за плохое поведение, напротив, можно быть из него изгнанным. Чтение величайшей из мировых литератур не проходит даром! Толстой, Достоевский, Чехов и другие писатели меняют восприятие жизни заключённых, заставляют их переосмыслить содеянное и помогают стать другими.

Юрий Буйда представил книги «Вор, шпион и убийца» и «Дон Домино». В этом году в «ЭКСМО» выходит целая именная серия писателя, в которую войдут все книги Буйды, как новые, так и переизданные.

Проза Юрия Буйды переведена на многие языки, во Франции, где писатель — частый гость, его книги выходят в крупнейшем издательстве «Галлимар». Юрий Васильевич рассказал о литературных встречах с французскими читателями, которые отличаются тем, что французы приходят на такие встречи даже с неизвестными авторами, потому что живо интересуются всем происходящим в мире литературы, об особенностях европейского книгоиздания и молодых российских писателях, стремящихся  писать «на экспорт», пытаясь уйти от российских реалий, от российских деталей и словечек, непонятных переводчику. Такие писатели напрямую задают вопрос: «Что нужно писать, чтобы попасть на Запад?». По мнению писателя, невозможно прославиться за рубежом, не получив признания в родной стране: ведь все, кто сейчас популярен на Западе, вначале стали популярными в России.

По словам Юрия Васильевича, книга «Вор, шпион и убийца», вошедшая в короткий список премии «Большая книга», появилась достаточно случайно: «Я никогда не хотел писать автобиографию, потому что я не люблю писать от себя. Да и вообще знаю совсем немного писателей, жизнь которых действительно интересна читателям. Но в журнале «Знамя», где я периодически публикуюсь, появился автобиографический проект, в котором опубликовали автобиографические очерки Гандлевский, Херсонский и другие писатели. Главный редактор попросил и меня написать что-нибудь. Я написал, получилось много, восемь печатных листов. Попросили сократить до двух. Я сказал: «Хорошо!» и сократил до десяти… И вот автобиография вышла в книжной версии».

Читатель портала ThankYou.ru оставил вопрос для Юрия Буйды: «Вы — лауреат и номинант российских и международных литературных премий. Насколько важно для писателя признание коллег и критиков, как награды влияют на формирование литературного процесса и в какой мере они субъективны?» «Множество крупных писателей XX века, в числе которых Джеймс Джойс и Максим Горький, не получили никаких литературных премий, — ответил Юрий Васильевич. — Я знаю, что даже в научных премиях, где, казалось бы, всё должно быть чётко и понятно, тоже не всё так объективно, как кажется». Писатель рассказал, как появилась в 90-е годы первая частная премия — Букеровская, на премиальное вознаграждение которой можно было купить три квартиры: эту скандальную премию все двадцать лет её существования ругают и все двадцать лет мечтают её получить.

В России около 300 премий на все буквы алфавита, в названии которых использованы имена всех писателей. На этих премиях награждают не только денежными призами: премия Вяземского присуждает шёлковый халат, премия Андрея Белого — бутылку водки и яблоко. Кстати, в Париже существует 700 премий, а во Франции в целом — 10 тысяч! Во Франции маркировка на книге, указывающая, что она вошла в финал премии или получила её, сразу же повышает продажи. В России пока нет, но, по словам издателей, премиальные маркировки начинают привлекать внимание. Вот так премии и влияют на литературный процесс. Но становятся ли писатели известнее, получив премию? Не намного. «А вообще, всё меняется, и всё очень непредсказуемо в литературе, — подвёл черту писатель. — Кто был самым издаваемым автором во времена Достоевского и Толстого? Писатель Арцыбашев! Вам что-нибудь говорит это имя? И Пушкин, кстати, не был самым читаемым писателем своего поколения. А Стивен Кинг написал двадцать книг, прежде чем стал Стивеном Кингом. Время всё расставит по местам».

Добавить комментарий


+ 5 = четырнадать