Мастер-класс Кристофера Воглера для сценаристов и писателей

Эта книга — «библия» сценариста. Думаю, это лучшая книга о мастерстве сценариста из всех когда-либо написанных. Она помогла мне преодолеть огромное количество препятствий, возникавших в процессе написания сценария.” (Даррен Аранофски, американский режиссёр, автор фильмов «Реквием по мечте» и «Чёрный лебедь»).

Школа-студия Александра Митты проводит мастер-класс выдающегося «гуру сценарного мастерства» Кристофера Воглера, широко известного и почитаемого профессионалами киноиндустрии во всем мире благодаря созданию уникальных подходов к написанию сценариев.  Во время семинара «Путь писателя: мифологическая структура для сценаристов и писателей» он научит, как рассказывать истории через фильмы, каким образом мифологию Кемпбелла адаптировать к Голливуду… и многое другое. Продолжительность курса: 3 дня. Стоимость: 18 000. Зарегистрироваться на мастер-класс можно на официальном сайте Школы-студии А.Митты.

Когда Кристофер Воглер рос простым парнишкой на среднем западе США, спасаясь от торнадо, выполняя подсобные работы на ферме родителей, и  жадно читая комиксы, греческую и кельтскую мифологию для детей, он даже не мог себе представить, что сделает блестящую карьеру в Голливуде.  Спустя много лет он напишет книгу «ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ», которая станет невероятно востребованной и которую многие сочтут библией для сценаристов, хотя она довольно отдаленно связана с миром кино.

“Я был далек, очень далек от мира киноиндустрии. Но я был большим фанатом кино, а моя мама очень любила читать книги, вот эти две вещи и вывели меня на эту дорогу. Я смотрел кино просто как завороженный. Я ничего не знал. Я же был мальчиком на ферме в Миссури”, – говорит Воглер.

Служба в ВВС США дала возможность Воглеру пройти свой  путь героя, и да, он все еще носит усы в военном стиле.

Молодой летчик был направлен в Калифорнию, где он получил доступ к кинопроизводству, работая над документальными фильмами о военной космической программе. Отслужив свой срок и благодаря закону о льготах для военнослужащих, вначале 90-х, он обучался в магистратуре Университета Южной Калифорнии,  где  познакомился с исследователем мифологии Джозефом Кэмпбеллом и его новаторской книгой «Герой с тысячью лицами». “Кэмпбелл говорил о примерах, которые вы можете найти в мифологии, и хотя он ничего не говорил о фильмах и сценариях, я понял, что это можно использовать как образец, ну, или как метод выявления проблем возникающих на съемках; прежде всего вы это разрабатываете, а затем совершенствуете”,– говорит Воглер. – Говоря по существу, я получил работу консультанта по сценариям в  “Уолт Дисней Кампани”, и тогда я сказал: “А давайте, действительно, применим эту кэмпбэлловскую модель,  давайте, действительно, разработаем это и переведем на язык кино”, – и я это сделал, и записал, чтоб не забыть”.

Памятка Воглера на семь страниц оказалась очень востребованной.  Она стала обязательным чтением для таких авторитетных лиц как Даун Стил (Парамаунт Пикчерз Корпорейшн) и продюсера Джеффри Катценберга.

Согласно Воглеру, путь героя состоит из архетипов, что является основным принципом действия любой истории. Эти повторяющиеся модели поведения, которые отображены в символической форме стандартными типами характеров.

Герой  или персонаж, вокруг которого разворачиваются все события, с момента начала своего пути проходит через 12 стадий и совершает подвиги от лица группы, племени или цивилизации.

Вкратце, это зов приключений, встретивший изначальное сопротивление, которое преодолевается влиянием наставника.

Затем герой попадает в мир злоключений и приключений, проходит суровые испытания, достигает вознаграждения, возвращается в свой мир для того, чтобы пережить воскрешение, неся эликсир, благо или сокровище. По пути он или она сталкиваются с призраками, наставниками, вестниками, оборотнями, проказниками, защитниками и соратниками.

Данная модель рассказа узнаваема через драму, сторителлинг, миф, религиозный обряд или психологическое развитие.

“Это как-то прижилось. Застряло в уме Голливуда как нечто полезное”,– говорит Воглер.

«Путь Писателя: Мифологическая Структура для Писателей» впервые опубликована в 1992. Она была переиздана в 1998, и дополнена в 2007 более обширными культурными отсылками к восточно-европейскому фольклору и мифам.

Воглер подсчитал, что прочитал около  20,000 сценариев с начала 80-х. Не только сценаристы, но и режиссеры, продюсеры и руководители студий поняли, что влияние мифологии и архетипов является полезным методом для определения качества фильма, хотя у Воглера были сомнения в том, что все это может “лопнуть как мыльный пузырь”. Не лопнуло.

Книга и те идеи, которые она содержит, оказали прочное влияние на Голливуд и стали дополнением к классической трехактной структуре. Воглер участвовал в создании  диснеевского  мультфильма «Король Лев», а также  фильмов  «Я –легенда» (с Уиллом Смитом в главной роли) и  «Рестлер» (режиссер Дарен Аронофски), а его теории могут быть легко узнаны в сюжетах австралийских фильмов, таких как «Рыжий пёс», «Безумный Макс», «Делай ноги» и «Данди по прозвищу “Крокодил”»,  не говоря уже о таких киноэпопеях, как трилогия «Властелин Колецс, «Звездные войны», серия фильмов о Гарри Поттере, и тем более фильм “Тельма и Луиза”.

На самом деле, разглядеть мифологических архетипов в больших приключенческих фильмах,  таких как «Звездные войны»  или «Гладиатор»  не составляет труда, однако это очень сложно сделать  в других жанрах, и некоторым женщинам трудно их идентифицировать, в особенности, если это «мужское кино».

“Это то, с чем я немного пытался бороться, – говорит он. – Голливуд очень любит классифицировать все что приходит, они хотят, чтоб вы останавливались в определенном месте, и это место – киноэпопеи. Но я всегда чувствовал, что это  также полезно применять к романам, драмам, комедиям, да и ко всем другим жанрам. Таким образом, я пытаюсь сказать, что образ бедного бродяги Чарли Чаплина такой же героический, как и образ Рассела Кроу, облаченный в доспехи.

Некоторые находят это трудным –принять идею о том, что каждая история должна основываться на старинных архетипах”.

Воглер, естественно, утверждает, что у него с этим проблем нет, он может найти эту модель практически во всем.

Например, фильм Аронофского «Реквием по мечте».  Мрачная история о матери и сыне, находящихся в зависимости от диетических таблеток и героина,  является трагической версией данной модели.  “Там есть элементы, которые в некотором смысле, тоже являются своего рода приключениями, эта вовлечённость в  нечто  владеющее всем тобой, и потом это начинает менять тебя, это полностью трансформирует тебя в хорошее или плохое. Наркотическая или лекарственная зависимость это ужасный дракон, с которым нужно сражаться”.

Другой критикой его техники является то, что определенные сценаристы и фильммейкеры будут использовать эту модель для штамповки стандартных  фильмов.

“Это то, с чем я столкнулся. Многие люди просто ленивы, – говорит он. – Другие отвергают всю эту болтовню о мифологии.  Некоторые писатели немного суеверны относительно своего успеха. Они не знают, как добились его, не имеют желания анализировать это и не хотят выводить из этого формулу. Я им очень сочувствую. Но это вовсе не формула, это ряд рекомендаций. Они ведь использовали их интуитивно”.

Воглер также судит о сценарии по своей инстинктивной реакции:  “ Все более я критиковал истории и исследовал свою реакцию на них, всего лишь прислушиваясь к языку собственного тела. Если у меня по телу не пробежали мурашки или я не ощутил дрожь, ниже позвоночника, это означало, что кино не сработало.

Я пытался понять, где находятся эти механизмы воздействия, т.е. какие образы, какие отношения на экране вызовут эти ощущения.

 Это может быть что-то очень простое, но очень мощное по воздействию, и это настоящее кино, когда вы снимаете двух людей, стоящих вместе на холме и это что-то означает, о чем-то говорит”.

Согласно Воглеру, зрители изголодались по качественному кинематографу,  поскольку  в большинстве случаев фильммейкеры, по различным причинам, очень редко достигают совершенства.

“Сегодня считается большим успехом, если ваш фильм вызвал пару смешков и легкую дрожь ниже позвоночника. Даже не нужно играть симфонию, достаточно почистить инструменты, потому что люди ужасно изголодались по настоящему кино”,– говорит Воглер. – Публика деградировала, и это печально.

Хотелось бы сказать, что «голливудоподобные» фильмы снимать не стоит. Нужно выдерживать конкуренцию на мировом рынке,  снимая качественные фильмы, привлекающие широкий круг зрителей, но при этом не теряющие своей индивидуальности”.

Добавить комментарий


+ четыре = 6