#TYlive   

Про «Машину»

Фото: www.mashina-vremeni.com

…Начало 80-х. Первая шестиструнная гитара ленинградской фабрики музыкальных инструментов, звукосниматель, проигрыватель «Лидер-303», к которому этот звукосниматель подключался, и, вперед — ми-минор, ля-септ, ми-минор, ля-септ — «У дверей в заведенье народа скопленье, топтанье и пар…». Бедные соседи…

Как-то так получилось, что играть на гитарах мы учились на песнях «Машины Времени». Брали у старших товарищей тетрадки со словами и аккордами, терпеливо учились «брать баре», натирали мозоли на пальцах о тугие струны. «Скачки», «Поворот», «Бык» (на самом деле «Барьер», но тогда мы этого не знали), «Куклы» (опять же правильно — «Марионетки»), «Три окна», «Костер». «Машиной» записывались новые песни, в тетрадках появлялись новые исписанные страницы. Запомнилась фраза моего одноклассника — «Это самые правильные аккорды! Мой брат служил вместе с соседом Макаревича!». Играли и пели все эти песни в унисон во дворах. Самые продвинутые (я в том числе) создавали в классах ансамбли и озвучивали школьные вечера. Дискотеки были не в моде, ценилась «живая музыка». Саму же «Машину» мы слушали на «Романтиках», «Электрониках», «Вёснах». Хорошо, если в наш военный городок попадала кассета или бобина, записанная в одной из распространённых тогда студий звукозаписи. Или лейтенант-двухгодичник какой попадался общительный и не жадный, или кто из друзей привозил после каникул. Тогда мы слушали свежие записи в приличном качестве. Но какой-нибудь только что записанный «Скворец» сначала появлялся с таким ужасным звучанием (как-будто специально портили!), что слова буквально приходилось расшифровывать. Потом, конечно, кто-то привозил запись близкую к оригиналу, но снять аккорды и слова первому — это был высший пилотаж! И для этого годился даже хрипящий и свистящий первоисточник.

К чему, собственно, я все это написал? Да к тому, что старые песни «Машины Времени» я люблю слушать именно в том, «приличном», но кассетно-магнитофонном варианте звучания. И мне не нужен ремастеринг и профессиональное студийное качество для тех песен. Да, наверное это больше ностальгия и светлая грусть. Но тем не менее это так. Когда я купил первый «машиновский» винил «В добрый час!», который выпустила единственная в СССР фирма грамзаписи «Мелодия», я практически его не слушал. Странно он звучал как-то. Поэтому милее были любимые кассеты, «Электроника-311» — и я забывал о бурях и о градах (курсовых и экзаменах)…

С тех пор и по сей день легендарные хиты легендарной группы я позитивно воспринимаю только в трех вариантах: 1) в «том самом» качестве, 2) на выступлениях, 3) в записи, уже, конечно, профессиональной, этих самых выступлений. Да, звучание современное, но оно — живое. Так называемые «концертники» самобытны и не рафинированы. Двойник «Машина Времени. День14810-й»один из моих самых любимых альбомов вообще. Вот так то.

P. S. Неправильно было бы считать, что мы не слушали и не играли ничего другого. Конечно же было «Воскресенье», «Карнавал», «Динамик», «Круиз» (еще даже не «металлический»), уфимский «ДДТ», чуть позже «Черный кофе» и странная московская группа «Метро». Да всего и не упомнишь. Много было западной поп- и рок-музыки. Но «Машина Времени» — это первая любовь. А второй первой любви, как известно, не бывает…

Добавить комментарий


четыре × = 12