Вадим Степанцов («Бахыт-Компот»): «Юмор на уровне «Путин – х…й» мне чужд»
История группы «Бахыт-Компот» берёт начало в 1989 году, когда ее лидер Вадим Степанцов приехал на отдых в Казахстан на озеро Балхаш и, потягивая вино с поэтом Константэном Григорьевым, создал вместе с ним бессмертные хиты «Девушка по имени Бибигуль», «Анархистка», «Пьяная, помятая пионервожатая». Несмотря на мега-славу, обрушившуюся на группу в самом начале 90-х, «Бахыт-Компот» всегда держался немного в стороне от рок-тусовки, занимая свою андеграундную нишу, где у них по сей день почти нет достойных конкурентов. С тех пор, как в начале 90-х закрылась радиостанция SNC, песни этой команды почти не звучат в радиоэфирах, ни разу не выступили они и на главном рок-фестивале нашей страны «Нашествие». Тем не менее «Бахыт-Компот» знают и любят, новых альбомов ждут с нетерпением, а их концерты собирают неизменные аншлаги, где бы они не проходили. Портал ThankYou.ru расспросил лидера «Бахыт-Компота» Вадима Степанцова о его взглядах на музыку в интернете, политику и, конечно же, о будущем альбоме команды, работа над которым сейчас в самом разгаре
У вас 8 марта будет праздничный концерт в клубе Grand Bourbon. На афише этого мероприятия написано от вашего имени: «На 8 марта я не буду пить». Вы правда собираетесь провести этот день в трезвости?
- Это поэтическое кокетство, как это обычно в таких случаях бывает у поэтов поющих и непоющих. Рисовка. За самых прекрасных дам пусть не пьет Киркоров (смеется).
«Бахыт-Компот» — «8-е марта — дурацкий праздник»
Тем не менее, бывая на ваших концертах, я заметила, что на сцену вы всегда выходили трезвыми. Это правило или просто мне так везло?
- На сцену я всегда выхожу трезвым. Бывает так, что я на сцене могу выпить с теми, кто рядом, бывает, что нет, но закон железный – всегда выхожу на сцену с твердым взором.
На ваших музыкантов тоже распространяется этот закон?
- Естественно! Он для всех музыкантов. Даже в первую очередь для музыкантов, а я как лидер должен подавать им пример.
Почти три года назад в группе «Бахыт-Компот» сменился состав. К настоящему времени уже сработались или пока еще осталось ощущение нового коллектива?
- Сработались. Я уже слабо помню о тех временах, когда было по-другому.
Над чем сейчас работает группа?
- Сейчас мы медленно и неспешно работаем, естественно, над новым альбомом. В отличие от предыдущих работ, которые мы тоже делали медленно и неспешно, сейчас на Украине, где мы его записывали, работает звукорежиссер. Периодически присылает нам треки, мы выносим это на обсуждение, кто-то вносит свои поправки и по аранжировке, и по своему инструменту, как-то вот так. Вся эта история длится уже около девяти месяцев, так что мы уже на сносях (улыбается).
То есть, песни уже записаны и сейчас начинается мастеринг?
- Не совсем. Идет поправка по сессиям. Мастеринг – это уже финальный этап, когда все треки готовы, а мне еще все время хочется их как-то немножко доделать.
И когда планируете выпустить альбом?
- Не хочу планировать, потому что человек я уже не молодой. Музыканты мои чуть моложе меня, но тоже уже не торопятся. Мы как в анекдоте «медленно-медленно спустимся с горы…»
А как обстоят дела у ваших сайд-проектов?
- Проект под названием Sex Itals сейчас не развивается, потому что нет достаточно интересной клубной ниши. Есть множество кавер-групп, и есть какие-то отдельные попытки отдельных артистов сделать на русский салтык зарубежные песни, но выступить получается что и негде.
Что касается моего поэтически-романсового проекта «Бедлам-капелла», то он в активной фазе, гастролируем. Буквально позавчера вернулись из Сургута, собираемся в Архангельск, на этой неделе будет традиционный концерт в клубе «Дача» (20 февраля – Прим. ред.), на следующей — в клубе «Петрович» (28 февраля — Прим. ред.).
Но выпуска альбома пока не планируется?
- Как вам сказать? На самом деле, все это, помимо моей воли, уже проникло «Вконтакты». И с мобильных, и с не очень мобильных гаджетов кто-то уже наснимал, выложил на YouTube, так что это живет. А что касается релизов, то как физические носители они уже практически вымерли и у нас, и в мире. Так что ничего страшного нет, что эти треки гуляют по сети.
Но вы в отмирании физических носителей не видите никакой трагедии для себя?
- Я всю жизнь в этой ситуации — я имею в виду и меня, и моих коллег. Так что, не рыдаем.
Но сами вы при этом собираетесь продолжать выпускать альбомы на физических носителях?
- По крайней мере, когда умрет последний рекорд-лейбл, мы будем продавать на концертах самостоятельно напечатанные конвертики с дисками.
Как раньше кассеты продавались?
- Совершенно верно!
А к интернет-релизам по популярной сейчас схеме «качай и плати, сколько хочешь» вы как относитесь?
- Краудфандинг? Я так понимаю, в нашей стране это сейчас не очень работает. Может быть, работает для одного-двух артистов, я не вникал в вопрос. Но я не вижу каких-то восторгов по этому поводу.
То есть вам такая схема неинтересна?
- Я просто не спешу ей пользоваться. У меня были предложения, но не очень настойчивые. Я залез на парочку порталов, но ничего интересного в этом подборе не увидел — очень разные артисты. Как это было у классиков: «Воробьянинов никогда не протягивал руки» (смеется).
Группа «Бахыт-Компот» существует, если я не ошибаюсь, с конца 80-х. Как себя ощущаете в роли таких «монстров рока» и музыкальных долгожителей?
- Опять-таки, процитирую классика, на этот раз Бернарда Шоу: «Мы достигли вершин лондонского дна». В общем, вершин андеграунда группа достигла (смеется). Мы заняли достаточно почетное место – быть королем босяков и клошаров.
Но ответственность какую-то ощущаете?
- Не то, чтобы ответственность… Я чувствую свое взросление, и поэтому стараюсь и его тоже отражать в своем поэтическом и музыкальном творчестве. Как-то мне очень грустно смотреть на коллег по цеху, с которыми мы начинали – так называемые стёб-группы, которые как были в 90-х в стиле «юмор в коротких штанишках», так до сих пор в нем и остались. А все-таки надо местами взрослеть.
- Но с этими коллегами по цеху у вас, я так понимаю, неплохие отношения? Вы временами какие-то акции совместные проводите.
- Да, отношения теплые.
И обратить их на путь «правильного взросления» вы не пытаетесь?
- Но мы же живем в свободной стране (улыбается). Пусть Навальный с Собчак говорят по-другому, но все же в свободной, и каждый должен развиваться так, как ему хочется, как нравится. Если человеку охота пребывать в подростковом или детском возрасте, по крайней мере, в плане художническом, как я могу ему проповедовать, мешать ему? Никак!
Кстати, раз уж мы заговорили о политике. В период наших «болотных революций», когда многие артисты выступали с громкими заявлениями, вы никакими манифестами не отметились, хотя тема политики вам не чужда. Почему?
- Я отмечался, просто мой голос не так громок, как голос товарищей Шевчука или Васи Обломова. Я стою не на холме, как они, а на кочке. Но несколько тысяч человек меня слышат. Вот сейчас я выпускаю поэтический сборник, который писался во время этой «псевдореволюции на Болоте». Подзаголовок «Исповедь оголтелого путиноида», он уже сам по себе говорящий (смеется), а называется он «Гнусь болотная». Так что ждите выхода поэтического сборника!
И когда ждать его выхода?
- Может быть, даже на этой неделе. Он выйдет ограниченным тиражом, будет продаваться на концертах, в мелких магазинчиках. Это мой ответ Всеволоду Емелину — у него год назад вышла книжка «Болотные песни», а у меня будет «Гнусь болотная».
Не боитесь, что коллеги по музыкальному цеху вас за это остракизму подвергнут?
- Какие коллеги? Вася Обломов и Noize MC? А больше я и не вижу коллег, которые выступали за то, чтобы лодка утонула (улыбается). Да, Шевчук чего-то там побарахтался и дал заднего. А больше никто в эту гнусь не включился.
А как же Василий Шумов из «Центра»? Он громче всех, по-моему, выступал?
- Шумов? У него, скажем так, не очень громкий голос. Он стоит еще на более мелкой кочке, чем я, поэтому его не очень-то слышно. А глуповатые заявления Нойза МС и Васи Обломова — глуповатые, нехудожественные и плакатные — они сами себя уничтожают. Юмор на уровне «Путин – х…й» мне чужд.
Вася Обломов, по-моему, тоже уже стал прозревать, во всяком случае, его новая песня «Пора валить» очень неоднозначная в этом плане…
- Дай Бог ему. Наверное, взрослеет человек. Человек он молодой, значит мозги на место становятся. Если это так, то я могу только порадоваться за него.
А в песнях нового альбома ваши политические взгляды найдут воплощение?
- Может быть, только в одном треке и только слегка. Есть блюз, который мы исполняем, называется «Сегодняшний день». В этом треке да, есть плохо завуалированная симпатия к «контрреволюции» (смеется). Потому что действующая власть, при всей ее вороватости и заскорузлости, она внушает как-то больше доверия, чем какая бы то ни было революция, тем более сегодняшняя.
Ура! Степанчик! Ты самый лучший, самый порядочный, самый адекватный из неадекватных, самый смелый, и вообще живи долго, радуй нас, излечивай от аскаридоза.